Уважаемые родители!
Предлагаем Вашему вниманию следующие игры, направленные на развитие активной речи (речеговорения) Вашего ребенка.
Формирование словаря
Большое влияние на обогащение словаря оказывают новые впечатления: экскурсии, путешествия, художественная литература, но не только это. Посильные трудовые поручения, сопровождаемые пояснениями, помогают ребенку узнать новое слово, прочувствовать его: обжигающая вода, тяжелый песок, пенистое мыло, и т. д., но ничто не может заменить целенаправленных игр-упражнений. Играйте при малейшей возможности, играйте живо, заинтересованно, с победителями и побежденными, а возможно, и с наградами.
Чтобы играть, нужно знать правила и ребенку их рассказать. Как? Ну, например, вот так: «Сынок, давай поиграем в интересную игру, которая называется "Что делают из металла?" Кто больше скажет слов, тот и победил. Еще одно условие — повторяться нельзя, будь внимателен, запоминай, что мы уже говорили». Играя с ребенком, соблюдайте правила, т. к. дети очень чувствительны к несправедливости. Первый вопрос: кто начинает игру? (В этом могут помочь считалки.)
Играем в слова в ванной комнате
1. Что у нас есть в ванной комнате ?
2. Какие бывают полотенца ?
Махровое, льняное, вафельное, пушистое, полосатое, маленькое, банное, ножное.
3.Какие предметы нужны, чтобы умыться ?
4.Что нужно, чтобы постирать? Что можешь ты постирать?
5. Какая бывает вода в ванной комнате?
Холодная, ледяная, горячая, теплая, прозрачная, чистая, грязная, мыльная, мутная, мокрая
6. Какие бывают зубная паста, мыло? Зачем нужно чистить зубы?
Играем в слова в раздевалке, в коридоре
/. Какие предметы верхней одежды висят в раздевалке, в коридоре, в шкафу?
Как ты думаешь? кто трудился, что изготовил, чтобы ты мог надеть этот прекрасный шерстяной костюм? Крестьяне — шерсть, прядильщицы — нитки, ткачи - ткань, художник-модельер — фасон, закройщик — раскроил, портной — сшил костюм, продавец — продал его нам. Давайте еще не забудем тех, кто делает пуговицы и «молнии».
2. Какая обувь у нас в коридоре (зимой, летом)?
Кто участвует в изготовлении обуви? Скорняк выделывает кожу, чтобы можно было из нее что-то скроить, художник-модельер придумывает фасон, обувщики шьют, продавцы продают. Обувь разного цвета, значит, нужны краска, фурнитура: пряжки, кнопки, «молнии». Покажи правый ботинок, левую туфлю.
3. Какие головные уборы у нас есть и какие еще бывают головные уборы ?
Какие ты знаешь специальные головные уборы? Шапка, берет, шляпа, кепка, платок, косынка, шарф, панама. Специальные: военные — фуражка, пилотка, каска, берет десантника, бескозырка моряка; каска пожарника; шлем строителя.
Играем в слова на кухне
Сначала поиграйте, а потом задайте ребенку вопросы или расскажите что-то занимательное
1. Как называются предметы мебели на кухне?
2. Назови посуду, которая есть на кухне.
3. Какие продукты лежат в холодильнике?
Из чего делают растительное масло?
Из чего получают творог и кефир, сливочное масло?
Из чего делают колбасу, сыр?
Какое бывает мясо? (Сырое, замороженное, тушеное, жареное, вареное).
Объясните детям, что бывают скоропортящиеся продукты и при покупке надо обращать внимание на дату изготовления.
4. Какие продукты лежат в шкафу?
Крупа гречка из какого растения? (Гречихи)
Крупа рис из какого растения? (Риса)
Крупа манная из какого растения? (Пшеницы)
Крупа перловая из какого растения? (Ячменя)
Крупа геркулес из какого растения? (Овса)
Из чего делают макароны, вермишель? (Прочтите, что написано на коробке.)
Из чего делают муку? (Из пшеницы.)
Из чего делают сахар? (Из сахарной свеклы, сахарного тростника.)
Откуда берется соль?
В основном ее выпаривают из морской воды, но также на земле есть соляные озера и соляные копи.
5. Что здесь сделано из дерева ?
6.Что на кухне сделано из металла?
7. Что на кухне из пластмассы ?
8. Что делает мама на кухне?
Варит, режет, готовит, моет, жарит, трет, давит, слушает радио, вытирает, включает, выключает, чистит, зажигает, тушит спичку, гладит, улыбается, поет, пробует, солит, шинкует, консервирует, наливает, выливает, разливает, убирает, достает...
Вот сколько у мамы дел и забот, а чем можешь ты помочь маме на кухне? А что могут сделать другие члены семьи?
9. Какое блюдо мама подает к столу? Вкусное, горячее, холодное, подогретое, жидкое, густое, рассыпчатое, соленое, не соленое, жареное, вареное, пареное, тушеное, сладкое, кислое, горькое...
10. Из чего можно пить ?
Чашка, кружка, бокал, фужер, рюмка, пиала, ковш.
Играем в слова на улице
1. Какая сегодня погода ?
2. Какая бывает погода на улице?
Ясная, пасмурная, ветреная, жаркая, холодная, морозная, дождливая, солнечная, облачная, хмурая.
3. Растительный мир твоей улицы
Перечислить названия деревьев, кустарников, трав.
4. Название каких деревьев ты знаешь ? Береза, осина, дуб, клен, ясень, липа, ель, ольха, сосна, лиственница, рябина, ива, тополь, каштан. Фруктовые: яблоня, груша, слива, вишня.
5. Название каких кустарников ты знаешь ? Калина, боярышник, шиповник, орешник, крыжовник, малина, смородина, бузина, черника.
6. Какие листья бывают ?
Круглые, овальные, продолговатые, сердцевидные, тонкие, длинные, колючие, жгучие (у крапивы), пушистые, бархатистые, широкие, толстые, зеленые, светло-зеленые, пятнистые, желтые, темно-зеленые, красные, клейкие, глянцевые, кожистые, зубчатые.
7. Что мы видим в витринах магазина ?
8. Какие названия магазинов ты знаешь?
9. Какие машины мы видим на улице? Сначала играйте, перечисляя все названия
машин, а потом дифференцируйте: легковые; грузовые; специальные; транспорт пассажирский.
10. Из каких частей состоит машина ?
11. Какие бывают дороги ? Асфальтированные, земляные, песчаные,брусчатые, прямые, широкие, кривые, узкие, ровные, ухабистые, лесные, городские, деревенские.
12. Какие вещи носят и мужчины, и женщины ?
13. Какие вещи носят только женщины ?
Можно много говорить об одном виде одежды, например, какие бывают юбки? Узкие, в складку, расклешенные, цветные, с разрезом, длинные — макси, короткие — мини, средние — миди, плиссированные, гофрированные.
Расскажите о фурнитуре: пряжках, пуговицах, крючках, «молниях».
14. «Что я вижу, то и говорю»
Фонарь, иллюминация, самолет, флаги, светофор, тротуар, пешеходный переход, тоннель, транспарант, рельсы, провода, такси, автобус, троллейбус, остановка, расписание, газон, стоянка, парковка, милиционер, шофер, водитель, киоск, лоток, магазин, рынок, перекресток, дорожный знак.
Играем в слова везде
Есть ряд игр в слова, в которые можно играть везде: дома и на улице, в автобусе и магазине.
1. «Скажи наоборот» — очень важная игра — формирует логическое мышление
высокий — низкий; тяжелый — легкий; быстрый — медленный; веселый — грустный; жарко — холодно; темно — светло; левый — правый; больной — здоровый; ребенок — взрослый; чистый — грязный; глубокий — мелкий; пустой — полный; горький — сладкий; горячий — холодный; ночь — день; смелый — трусливый; друг — враг; честный — лживый; мягкий — жесткий; громкий — тихий; смеяться — плакать.
2. Кто летает — что летает ?
Перечислить птиц и насекомых. Самолет, вертолет, аэроплан, воздушный шар, тополиный пух, снег, аэростат.
3. Кто плавает — что плавает?
Перечислить рыб, птиц, животных, включая человека.
Пароход, теплоход, ледокол, катамаран, лодка, баржа, яхта, паром, байдарка, каноэ, пирога.
4. Кто ползает — кто ходит ?
Пресмыкающиеся: крокодил, черепаха, змея, ящерица, хамелеон.
Насекомые: муха, гусеница, пчела, оса, черви.
Животные, птицы, человек.
8. Кому что нужно для работы ?
Врачу — градусник, тонометр, стетоскоп, шприц.
Учителю — доска, мел, учебники, тетради, ручки, карты, класс.
Портному — выкройки, иголки, нитки, материал, ножницы, сантиметр, швейная машинка, клиент-заказчик.
Художнику — мольберт, краски, кисточки, карандаши, уголь, бумага, рамы.
Парикмахеру — расческа, ножницы, зеркало, машинка, бритва, клиент.
Продавцу — магазин, прилавок, товар, касса, весы, чеки, покупатель.
Повару — кастрюля, плита, продукты: мясо, овощи, фрукты, сахар, соль, крупа.
9. Каждой вещи свое место
Книги – в книжном шкафу, на полке; белье – в шкафу; посуда – в серванте; масло – в масленке; хлеб – в хлебнице; соль – в солонке; сахар – в сахарнице; деньги – в кошельке; паста — в тюбике; мыло — в мыльнице; конфеты — в конфетнице; косметика — в косметичке; чай - в чайнике; салат — в салатнице или салатнике; кофе — в кофейнике, турке.
Описательные рассказы
Самая простая игра «Что я вижу». Например, играем на кухне. Я вижу кастрюлю. Она сделана из металла, цвет кастрюли белый, а дно окрашено в черный цвет. Кастрюля имеет две черные не железные ручки в виде петли. Крышка металлическая черного цвета с ручкой в виде шарика. Эта кастрюля не новая, т. к. внутри цвет не одинаково белый. Размер кастрюли средний.
«В волшебном царстве посуды» появилась разбойница. Ее нужно поймать и наказать. Для этого ее нужно найти. Известно только, что это Кастрюля. Сообщите все приметы, называя мельчайшие подробности» (ребенок находит кастрюлю, которую он считает разбойницей, и составляет описательный рассказ).
Или «Я сыщик». В игрушечном царстве кто-то потерялся. Сообщите приметы. Я обязательно найду.
«Отгадай, на что я смотрю». «Назови, на что смотришь ты». Например. «Маленькая, с двумя дырочками, белого цвета, пришита. (Пуговица)
«Белая, с цветочком; есть ручка; может разбиться; ее моет мама, когда попьет кофе». (Чашка)
«Сделана из бумаги; большого размера; много букв; но есть и картинки; сообщает последние новости; ее очень любит папа». (Газета)
«Устами младенца» — телеигра, но можно такую игру провести и дома. Мама загадывает слово, на ушко говорит ребенку, а ребенок объясняет папе так, чтобы он догадался.
«Пойми меня» — можно играть вдвоем, втроем, объяснять до тех пор, пока не поймет загаданное слово. Можно задавать наводящие вопросы.
«Загадай загадку». «Круглое, хрустящее, купили в булочной, подали к чаю». (Печенье)
Учите детей сосредоточивать внимание. Искать и находить мелочи, как бы незаметные быстрому взгляду, помогают такие игры, как «Найди сходство», «Найди отличия».
На кухне: две чашки, две ложки, две тарелки, две картофелины.
В комнате: две книги, две куклы, две машины, две пуговицы, две вазы.
На улице: два листочка, два мальчика, два дома, два трамвая.
Если ребенку сложно, подсказывайте движением — укажите, на что смотреть. Называйте отличия и сходства по очереди.