Персональный сайт воспитателя МБДОУ № 91 Ветошкиной Марии Александровны

Поиграем в слова?

 

Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию следующие игры, направленные на развитие активной речи (речеговорения)  Вашего ребенка.

Формирование словаря

         Большое влияние на обогащение словаря оказывают новые впечатления: экскурсии, путешествия, художественная литература, но не только это. Посильные трудовые поручения, сопровождаемые пояснениями, помо­гают ребенку узнать новое слово, прочувст­вовать его: обжигающая вода, тяжелый песок, пенистое мыло, и т. д., но ничто не мо­жет заменить целенаправленных игр-упраж­нений. Играйте при малейшей возможности, играйте живо, заинтересованно, с победите­лями и побежденными, а возможно, и с на­градами.

         Чтобы играть, нужно знать правила и ре­бенку их рассказать. Как? Ну, например, вот так: «Сынок, давай поиграем в интересную игру, которая называется "Что делают из металла?" Кто больше скажет слов, тот и победил. Еще одно условие — повторяться нельзя, будь внимателен, запоминай, что мы уже го­ворили». Играя с ребенком, соблюдайте правила, т. к. дети очень чувствительны к несправедливо­сти. Первый вопрос: кто начинает игру? (В этом могут помочь считалки.)

                                Играем в слова в ванной комнате

1.  Что у нас есть в ванной комнате ?

2. Какие бывают полотенца ?

Махровое, льняное, вафельное, пушистое, полосатое, маленькое, банное, ножное.

3.Какие предметы нужны, чтобы умыться ?

4.Что нужно, чтобы постирать? Что можешь ты постирать?

5. Какая бывает вода в ванной комнате?

Холодная, ледяная, горячая, теплая, про­зрачная, чистая, грязная, мыльная, мутная, мокрая

6. Какие бывают зубная паста, мыло? Зачем нужно чистить зубы?

Играем в слова в раздевалке, в коридоре

/. Какие предметы верхней одежды висят в раздевалке, в коридоре, в шкафу?

Как ты думаешь? кто трудился, что изготовил, чтобы ты мог надеть этот прекрас­ный шерстяной костюм? Крестьяне — шерсть, прядильщицы — нитки, ткачи - ткань, художник-модельер — фасон, закройщик — раскроил, портной — сшил кос­тюм, продавец — продал его нам. Давайте еще не забудем тех, кто делает пуговицы и «молнии».

2. Какая обувь у нас в коридоре (зимой, летом)?

Кто участвует в изготовлении обуви? Скорняк выделывает кожу, чтобы можно было из нее что-то скроить, художник-модель­ер придумывает фасон, обувщики шьют, про­давцы продают. Обувь разного цвета, значит, нужны краска, фурни­тура: пряжки, кнопки, «молнии». Покажи правый ботинок, левую туфлю.

3. Какие головные уборы у нас есть и какие еще бывают головные уборы ?

Какие ты знаешь специальные головные уборы?  Шапка, берет, шляпа, кепка, платок, косынка, шарф, панама. Специальные: военные — фуражка, пилотка, каска, берет десантника, бескозырка моряка; каска пожарника; шлем строителя.

                                       Играем в слова на кухне

Сначала поиграйте, а потом задайте ребенку вопросы или расскажите что-то занимательное

1.     Как называются предметы мебели на кухне?

2.     Назови посуду, которая есть на кухне.

3.     Какие продукты лежат в холодильнике?

Из чего делают растительное масло?

Из чего получают творог и кефир, сливочное масло?

Из чего делают колбасу, сыр?

Какое бывает мясо? (Сырое, замороженное, тушеное, жареное, вареное).

Объясните детям, что бывают скоропортящиеся продукты и при покупке надо обращать внимание на дату изготовления.

4.     Какие продукты лежат в шкафу?

Крупа гречка из какого растения? (Гречихи)

Крупа рис из какого растения? (Риса)

Крупа манная из какого растения? (Пше­ницы)

Крупа перловая из какого растения? (Яч­меня)

Крупа геркулес из какого растения? (Овса)

Из чего делают макароны, вермишель? (Прочтите, что написано на коробке.)

Из чего делают муку? (Из пшеницы.)

Из чего делают сахар? (Из сахарной свеклы, сахарного тростника.)

Откуда берется соль?

В основном ее выпаривают из морской во­ды, но также на земле есть соляные озера и со­ляные копи.

          5. Что здесь сделано из дерева ?

         6.Что на кухне сделано из металла?

          7.  Что на кухне из пластмассы ?

          8.  Что делает мама на кухне?

Варит, режет, готовит, моет, жарит, трет, давит, слушает радио, вытирает, включает, выключает, чистит, зажигает, тушит спичку, гладит, улыбается, поет, пробует, солит, шин­кует, консервирует, наливает, выливает, разливает, убирает, достает...

Вот сколько у мамы дел и забот, а чем мо­жешь ты помочь маме на кухне? А что могут сделать другие члены семьи?

       9. Какое блюдо мама подает к столу? Вкусное, горячее, холодное, подогретое, жидкое, густое, рассыпчатое, соленое, не соле­ное, жареное, вареное, пареное, тушеное, сладкое, кислое, горькое...

        10. Из чего можно пить ?

Чашка, кружка, бокал, фужер, рюмка, пиа­ла, ковш.

 

Играем в слова на улице

1. Какая сегодня погода ?

2. Какая бывает погода на улице?

Ясная, пасмурная, ветреная, жаркая, хо­лодная, морозная, дождливая, солнечная, об­лачная, хмурая.

3. Растительный мир твоей улицы

Перечислить названия деревьев, кустарников, трав.

4. Название каких деревьев ты знаешь ? Береза, осина, дуб, клен, ясень, липа, ель, ольха, сосна, лиственница, рябина, ива, то­поль, каштан. Фруктовые: яблоня, груша, слива, вишня.

5. Название каких кустарников ты знаешь ? Калина, боярышник, шиповник, орешник, крыжовник, малина, смородина, бузина, чер­ника.

6. Какие листья бывают ?

Круглые, овальные, продолговатые, сердце­видные, тонкие, длинные, колючие, жгучие (у крапивы), пушистые, бархатистые, широкие, толстые, зеленые, светло-зеленые, пятнистые, желтые, темно-зеленые, красные, клейкие, глянцевые, кожистые, зубчатые.

7.  Что мы видим в витринах магазина ?

8.  Какие названия магазинов ты знаешь?

9. Какие машины мы видим на улице? Сначала играйте, перечисляя все названия

машин, а потом дифференцируйте: легковые; грузовые; специальные; транспорт пассажирский.

10. Из каких частей состоит машина ?

11. Какие бывают дороги ? Асфальтированные, земляные, песчаные,брусчатые, прямые, широкие, кривые, узкие, ровные, ухабистые, лесные, городские, дере­венские.

12. Какие вещи носят и мужчины, и женщины ?

13. Какие вещи носят только женщины ?

Можно много говорить об одном виде одеж­ды, например, какие бывают юбки? Узкие, в складку, расклешенные, цветные, с разрезом, длинные — макси, короткие — мини, средние — миди, плиссированные, гофрированные.

Расскажите о фурнитуре: пряжках, пугови­цах, крючках, «молниях».

14.  «Что я вижу, то и говорю»

Фонарь, иллюминация, самолет, флаги, светофор, тротуар, пешеходный переход, тон­нель, транспарант, рельсы, провода, такси, автобус, троллейбус, остановка, расписание, газон, стоянка, парковка, милиционер, шофер, водитель, киоск, лоток, магазин, рынок, пере­кресток, дорожный знак.

                                          Играем в слова везде

Есть ряд игр в слова, в которые можно иг­рать везде: дома и на улице, в автобусе и мага­зине.

1. «Скажи наоборот» — очень важная игра формирует логическое мышление

высокий — низкий; тяжелый — легкий; быстрый — медленный; веселый — грустный; жарко — холодно; темно — светло; левый — правый; больной — здоровый; ребенок — взрослый; чистый — грязный; глубокий — мелкий; пустой — полный; горький — сладкий; горячий — холодный; ночь — день; смелый — трусливый; друг — враг; честный — лживый; мягкий — жесткий; громкий — тихий; смеяться — плакать.

2. Кто летает что летает ?

Перечислить птиц и насекомых. Самолет, вертолет, аэроплан, воздушный шар, тополиный пух, снег, аэростат.

3. Кто плавает что плавает?

Перечислить рыб, птиц, животных, включая человека.

Пароход, теплоход, ледокол, катамаран, лодка, баржа, яхта, паром, байдарка, каноэ, пирога.

4. Кто ползает — кто ходит ?

Пресмыкающиеся: крокодил, черепаха, змея, ящерица, хамелеон.

Насекомые: муха, гусеница, пчела, оса, черви.

Животные, птицы, человек.

8.  Кому что нужно для работы ?

Врачу — градусник, тонометр, стетоскоп, шприц.

Учителю — доска, мел, учебники, тетради, ручки, карты, класс.

Портному — выкройки, иголки, нитки, ма­териал, ножницы, сантиметр, швейная ма­шинка, клиент-заказчик.

Художнику — мольберт, краски, кисточки, карандаши, уголь, бумага, рамы.

Парикмахеру — расческа, ножницы, зерка­ло, машинка, бритва, клиент.

Продавцу — магазин, прилавок, товар, кас­са, весы, чеки, покупатель.

Повару — кастрюля, плита, продукты: мя­со, овощи, фрукты, сахар, соль, крупа.

9. Каждой вещи свое место

Книги – в книжном шкафу, на полке; белье – в шкафу; посуда – в серванте;  масло – в масленке; хлеб – в хлебнице; соль – в солонке; сахар – в сахарнице; деньги – в кошельке; паста — в тюбике; мыло — в мыльнице; конфеты — в конфетнице; косметика — в косметичке; чай - в чайнике; салат — в салатнице или салатнике; кофе — в кофейнике, турке.

                                         Описательные рассказы 

Самая простая игра «Что я вижу». Напри­мер, играем на кухне. Я вижу кастрюлю. Она сделана из металла, цвет кастрюли белый, а дно окрашено в черный цвет. Кастрюля имеет две черные не железные ручки в виде петли. Крышка металлическая черного цвета с руч­кой в виде шарика. Эта кастрюля не новая, т. к. внутри цвет не одинаково белый. Размер каст­рюли средний.

«В волшебном царстве посуды» появилась разбойница. Ее нужно поймать и наказать. Для этого ее нужно найти. Известно только, что это Кастрюля. Сообщите все приметы, называя мельчайшие подробности» (ребенок находит кастрюлю, которую он считает раз­бойницей, и составляет описательный рас­сказ).

Или «Я сыщик». В игрушечном царст­ве кто-то потерялся. Сообщите приметы. Я обязательно найду.

 «Отгадай, на что я смотрю». «Назови, на что смотришь ты». Например. «Маленькая, с двумя дырочками, белого цвета, пришита. (Пуговица)

«Белая, с цветочком; есть ручка; может раз­биться; ее моет мама, когда попьет кофе». (Чашка)

«Сделана из бумаги; большого размера; много букв; но есть и картинки; сообщает по­следние новости; ее очень любит папа». (Га­зета)

«Устами младенца» — телеигра, но можно такую игру провести и дома. Мама загадывает слово, на ушко говорит ребенку, а ребенок объясняет папе так, чтобы он догадался.

«Пойми меня» — можно играть вдвоем, втроем, объяснять до тех пор, пока не поймет загаданное слово. Можно задавать наводящие вопросы.

«Загадай загадку». «Круглое, хрустящее, ку­пили в булочной, подали к чаю». (Печенье)

 

Учите детей сосредоточивать внимание. Искать и находить мелочи, как бы незаметные быстрому взгляду, помогают такие игры, как «Найди сходство», «Найди отличия».

На кухне: две чашки, две ложки, две тарел­ки, две картофелины.

В комнате: две книги, две куклы, две маши­ны, две пуговицы, две вазы.

На улице: два листочка, два мальчика, два дома, два трамвая.

Если ребенку сложно, подсказывайте дви­жением — укажите, на что смотреть. Называй­те отличия и сходства по очереди.  

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.10.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»