Персональный сайт воспитателя МБДОУ № 91 Ветошкиной Марии Александровны

Использование краеведческого аспекта в патриотическом воспитании дошкольников

 

 

Использование краеведческого аспекта

в патриотическом воспитании дошкольников

"- Так наша страна на­зывается. Знаешь?

- Знаю, - согласился Димка. - А какая она, наша страна? "

С.А.Баруздин «Страна, где мы живем»

К сожалению, в реальности о сложных, абстрактных понятиях дети спрашивают достаточно редко. Связано это, среди прочего, с их мышлением – наглядно-образным. Как известно, лучше всего запоминается информация интересная, та, для знакомства с которой ребенок имеет личную мотивацию. Поэтому разговор о патриотизме – ВОВ, защите Родины, о своей стране и т.д. важно начать с вопроса, заданного самим ребенком. И тут очень помогают государственные праздники  - к нашим услугам и социальная реклама, и государственная символика, и открытки, и флаги, и плакаты-поздравления в магазинах, и репортажи новостей по телевидению и радио, и тематические передачи. Все это создает необходимую наглядность, подпитывает интерес к теме, позволяет создать цепочку ассоциаций, «расшифровывающих» смысл и значение абстрактного понятия или события, далекого от ребенка.

Помогают праздники и в том случае, когда предмет разговора кажется слишком привычным. С какого момента говорить с ребенком о истории его семьи, истории города, адресе? Он живет в этом доме всю жизнь, это для ребенка данность, не требующая названий. И выяснять подробности можно именно в День города, проведя аналогию с днем рождения человека.

В качестве примера  рассмотрим проект «Мой город»
          Цель:
  повышение интереса к своему городу.
          Основополагающий вопрос:

 Как сделать собственный «город»?

Проблемные вопросы:

Что называют городом?

Из каких частей он состоит?

Что мы знаем о своем городе?

Вопросы учебной темы: 

Какие достопримечательности Астрахани вы знаете?

Какие еще города вам известны?

Какие учреждения нужны в городе?

Что находится на знакомых вам улицах?

Как нарисовать здания?

Что еще нужно подготовить, чтобы город стал «реальным»?

В ходе работы над проектом  были проведены:

1.     Беседа об устройстве города, чтение отрывков из художественных произведений, включающих описание городов.

2.     Рассматривание фотоальбомов, наборов открыток с видами городов, планов и карт городов.

3.     Составление описательных рассказов о городе с опорой  на демонстрационный материал, фотографии, собственные впечатления.

4.     Строительство макета  улицы из кубиков, чтобы уточнить расположение домов, тротуаров и дорог.

5.     Беседа об Астрахани с использованием фотографий достопримечательностей, личных впечатлений, знакомство с гербом, гимном Астрахани.

6.     Составление коллективного описательного рассказа  об учреждениях города, включающего  личный опыт детей (например, о банке говорит ребенок, чьи родители там работают).

7.     Беседа «Какими бывают дома».

8.     Дидактическая игра «Сколько братьев у нашего дома»

9.     Обучение приемам изображения зданий различной архитектуры.

10.                       Рисование красками зданий города, описание авторами своих работ, коллективный анализ сделанного. Выполнение аппликации – фигуры деревьев (отрывная).

11.                       Выполнение объемных фигурок машин из картона.

12.                       Рисование людей соответствующего зданиям размера.

13.                       Вырезание зданий, деревьев, людей  по контуру.

14.                       Распределение элементов макета в наиболее выигрышном порядке, соединение их в единую композицию.

15.                       Коллективное сочинение «истории» к каждой части макета (что это за здание, как называется улица, как зовут жильцов, где они работают, куда идут прохожие и т.д.)

16.                       Установка готового макета на шкафчиках в раздевалке, проведение «экскурсии» по нему для взрослых, детей соседней группы.

Дети проявили творчество, много и охотно фантазировали, узнали много нового и привели в систему уже знакомые сведения. Получили возможность поделиться яркими воспоминаниями о событиях, проходивших вне д/с. Выразили свои впечатления в продуктивной деятельности, которая распределилась на несколько дней и задействовала все области ручного и речевого творчества, что позволило постоянно подогревать интерес к этой теме. Полученная трехмерная композиция была яркой и необычной, дети с удовольствием и гордостью демонстрировали ее родителям и рассказывали о своей работе, стали больше  ценить общие усилия.

 

Другой пример тоже связан с проведением Дня города, но позволяет взглянуть на него с точки зрения приезжего – скажем, туриста.

Итак, проект  «Наша Астрахань».

          Какие дидактические цели и методические задачи ставились:

Систематизировать и расширить знания детей о городе вообще и об Астрахани в частности, дать представления о понятии «достопримечательность».

Воспитывать интерес, уважение, чувство гордости своим родным городом.

Развивать любознательность, внимание, побуждать интересоваться привычными объектами (например, названиями улиц, архитектурными деталями зданий).

Способствовать активному вовлечению родителей в досуг детей, повысить осознанность, информативность их общения, в том числе во время прогулок.

Учить детей гордиться своими знаниями, ценить впечатления, делиться ими.

Создать общую ситуацию успешности, взаимодействия детей, родителей и воспитателей.

Основной вопрос: «Чем замечателен мой город?»

 В ходе работы над проектом  были проведены:

1.                Рассматривание фотоальбомов, открыток по Астрахани.

2.                Рассматривание плакатов, географических атласов по Астрахани.

3.                Беседы «Какими бывают здания», «Достопримечательности нашего города», «Из чего состоит город» и т.д.

4.                Конструирование «Дома и улицы»

5.                Составление коллективных рассказов «Какие места я знаю в Астрахани» по личным фотографиям детей.

6.                Рисование домов разных архитектурных стилей.

7.                Игра сюжетно-ролевая по дидактической карте «город».

8.                Разучивание стихотворений об Астрахани.

9.                Конкурс загадок, связанных с природой Астраханского края.

10.           Проведение совместного с родителями развлечения, являющегося итоговым для проекта.

Проект завершило общее развлечение, где дети с удовольствием продемонстрировали новые знания, поделились личными впечатлениями (в ходе слайд-шоу «Ребенок в городе» - фото детей сопровождали рассказы их родителей), открытка-коллаж с видами города и украсила раздевалку, обновился фонд фотографий группы.

Результатом всей этой разнообразной деятельности стало то, что дети стали более осознанно реагировать на знакомые места, интересоваться деталями, стремились узнавать о городе нечто новое, родители старались удовлетворить их интерес, получили новый повод для продуктивного общения и досуга.

Таким образом,  при подготовке проекта, связанного с патриотическим воспитанием,  удобно и эффективно его соотнесение с памятными датами. Нам остается только найти точку зрения, с которой будет оценена окружающая эти даты информация, и помочь детям обработать свои впечатления в продуктивной деятельности.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.10.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»