Использование краеведческого аспекта
в патриотическом воспитании дошкольников
"- Так наша страна называется. Знаешь?
- Знаю, - согласился Димка. - А какая она, наша страна? "
С.А.Баруздин «Страна, где мы живем»
К сожалению, в реальности о сложных, абстрактных понятиях дети спрашивают достаточно редко. Связано это, среди прочего, с их мышлением – наглядно-образным. Как известно, лучше всего запоминается информация интересная, та, для знакомства с которой ребенок имеет личную мотивацию. Поэтому разговор о патриотизме – ВОВ, защите Родины, о своей стране и т.д. важно начать с вопроса, заданного самим ребенком. И тут очень помогают государственные праздники - к нашим услугам и социальная реклама, и государственная символика, и открытки, и флаги, и плакаты-поздравления в магазинах, и репортажи новостей по телевидению и радио, и тематические передачи. Все это создает необходимую наглядность, подпитывает интерес к теме, позволяет создать цепочку ассоциаций, «расшифровывающих» смысл и значение абстрактного понятия или события, далекого от ребенка.
Помогают праздники и в том случае, когда предмет разговора кажется слишком привычным. С какого момента говорить с ребенком о истории его семьи, истории города, адресе? Он живет в этом доме всю жизнь, это для ребенка данность, не требующая названий. И выяснять подробности можно именно в День города, проведя аналогию с днем рождения человека.
В качестве примера рассмотрим проект «Мой город»
Цель: повышение интереса к своему городу.
Основополагающий вопрос:
Как сделать собственный «город»?
Проблемные вопросы:
Что называют городом?
Из каких частей он состоит?
Что мы знаем о своем городе?
Вопросы учебной темы:
Какие достопримечательности Астрахани вы знаете?
Какие еще города вам известны?
Какие учреждения нужны в городе?
Что находится на знакомых вам улицах?
Как нарисовать здания?
Что еще нужно подготовить, чтобы город стал «реальным»?
В ходе работы над проектом были проведены:
1. Беседа об устройстве города, чтение отрывков из художественных произведений, включающих описание городов.
2. Рассматривание фотоальбомов, наборов открыток с видами городов, планов и карт городов.
3. Составление описательных рассказов о городе с опорой на демонстрационный материал, фотографии, собственные впечатления.
4. Строительство макета улицы из кубиков, чтобы уточнить расположение домов, тротуаров и дорог.
5. Беседа об Астрахани с использованием фотографий достопримечательностей, личных впечатлений, знакомство с гербом, гимном Астрахани.
6. Составление коллективного описательного рассказа об учреждениях города, включающего личный опыт детей (например, о банке говорит ребенок, чьи родители там работают).
7. Беседа «Какими бывают дома».
8. Дидактическая игра «Сколько братьев у нашего дома»
9. Обучение приемам изображения зданий различной архитектуры.
10. Рисование красками зданий города, описание авторами своих работ, коллективный анализ сделанного. Выполнение аппликации – фигуры деревьев (отрывная).
11. Выполнение объемных фигурок машин из картона.
12. Рисование людей соответствующего зданиям размера.
13. Вырезание зданий, деревьев, людей по контуру.
14. Распределение элементов макета в наиболее выигрышном порядке, соединение их в единую композицию.
15. Коллективное сочинение «истории» к каждой части макета (что это за здание, как называется улица, как зовут жильцов, где они работают, куда идут прохожие и т.д.)
16. Установка готового макета на шкафчиках в раздевалке, проведение «экскурсии» по нему для взрослых, детей соседней группы.
Дети проявили творчество, много и охотно фантазировали, узнали много нового и привели в систему уже знакомые сведения. Получили возможность поделиться яркими воспоминаниями о событиях, проходивших вне д/с. Выразили свои впечатления в продуктивной деятельности, которая распределилась на несколько дней и задействовала все области ручного и речевого творчества, что позволило постоянно подогревать интерес к этой теме. Полученная трехмерная композиция была яркой и необычной, дети с удовольствием и гордостью демонстрировали ее родителям и рассказывали о своей работе, стали больше ценить общие усилия.
Другой пример тоже связан с проведением Дня города, но позволяет взглянуть на него с точки зрения приезжего – скажем, туриста.
Итак, проект «Наша Астрахань».
Какие дидактические цели и методические задачи ставились:
Систематизировать и расширить знания детей о городе вообще и об Астрахани в частности, дать представления о понятии «достопримечательность».
Воспитывать интерес, уважение, чувство гордости своим родным городом.
Развивать любознательность, внимание, побуждать интересоваться привычными объектами (например, названиями улиц, архитектурными деталями зданий).
Способствовать активному вовлечению родителей в досуг детей, повысить осознанность, информативность их общения, в том числе во время прогулок.
Учить детей гордиться своими знаниями, ценить впечатления, делиться ими.
Создать общую ситуацию успешности, взаимодействия детей, родителей и воспитателей.
Основной вопрос: «Чем замечателен мой город?»
В ходе работы над проектом были проведены:
1. Рассматривание фотоальбомов, открыток по Астрахани.
2. Рассматривание плакатов, географических атласов по Астрахани.
3. Беседы «Какими бывают здания», «Достопримечательности нашего города», «Из чего состоит город» и т.д.
4. Конструирование «Дома и улицы»
5. Составление коллективных рассказов «Какие места я знаю в Астрахани» по личным фотографиям детей.
6. Рисование домов разных архитектурных стилей.
7. Игра сюжетно-ролевая по дидактической карте «город».
8. Разучивание стихотворений об Астрахани.
9. Конкурс загадок, связанных с природой Астраханского края.
10. Проведение совместного с родителями развлечения, являющегося итоговым для проекта.
Проект завершило общее развлечение, где дети с удовольствием продемонстрировали новые знания, поделились личными впечатлениями (в ходе слайд-шоу «Ребенок в городе» - фото детей сопровождали рассказы их родителей), открытка-коллаж с видами города и украсила раздевалку, обновился фонд фотографий группы.
Результатом всей этой разнообразной деятельности стало то, что дети стали более осознанно реагировать на знакомые места, интересоваться деталями, стремились узнавать о городе нечто новое, родители старались удовлетворить их интерес, получили новый повод для продуктивного общения и досуга.
Таким образом, при подготовке проекта, связанного с патриотическим воспитанием, удобно и эффективно его соотнесение с памятными датами. Нам остается только найти точку зрения, с которой будет оценена окружающая эти даты информация, и помочь детям обработать свои впечатления в продуктивной деятельности.