Эксперимент «Сколько во мне воздуха?»
Цель: наглядно представить детям объем легких.
Материалы: воздушные шарики на каждого ребенка.
Ход: предложить набрать в грудь побольше воздуха и выдуть весь его в шарик. Какой величины шарик, примерно такие же у нас легкие.
Эксперимент «Что может кожа?»
Цель: показать практически функции кожи.
Материалы: предметы и игрушки разной фактуры (мягкие и твердые, мохнатые и гладкие, холодные и теплые)
Ход: из «волшебного мешочка» доставать по одному предмету, определяя их свойства. Что помогает нам определить свойство предмета?
Эксперимент «Видим или слышим?»
Цель: развивать умение определять качества и свойства предмета с помощью одного анализатора.
Материал: кубики или игрушки шести разных цветов.
Ход: предложить детям с закрытыми глазами найти кубик или игрушку определенного цвета. После неудачной попытки ответить на вопрос почему не получилось. Предложить закрыть уши и выполнить команду, данную шепотом. Что необходимо, чтобы сделать это успешно?
Эксперимент «Язычок-помощник»
Цель: познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.
Оборудование: платок, набор продуктов питания (кусочки фруктов и овощей, хлеба, шоколада и др.), тарелки, шпажки (зубочистки)
Проведение:
Взрослый вызывает нескольких детей, завязывает глаза, и предлагает определить разные продукты по вкусу. Для этого необходимо приготовить маленькие кусочки пищи, взрослый просит ребенка попробовать кусочек и ответить на вопросы:
- Что это такое?
- Какая эта пища на вкус? (горькая, сладкая, кислая или соленая)
- Как ты определил вкус пищи, кто тебе помог?
Эксперимент «Что мы чувствуем кожей?»
Цель: познакомить детей с осязательной функцией кожи
Оборудование: набор предметов - кусочек меха, перышко, металлическая ложка и др., платок
Проведение:
Взрослый завязывает ребенку глаза, дотрагивается до ребенка разными предметами или оказывает механические воздействия. Затем просит ребенка рассказать, что он чувствует (ложка будет холодная, кусочек меха мягкий и т.д.) и определить с закрытыми глазами, какие механические воздействия на него оказываются (щекочут, гладят, надавливают и т.д.)
«Эксперимент «Считаем пульс»
Биение сердца мы можем не только услышать, но и пощупать. И поможет нам в этом пульс, который легче всего прощупать на запястье. Помогите ребенку найти на руке то место, где ощущаются удары крови, проталкиваемой сердцем по артерии. Пусть он посчитает количество ударов в минуту и запишет результат. А потом попросите малыша поприседать и снова замерить пульс. Задайте ребенку вопрос, почему пульс ускорился? При физической работе органам тела понадобился дополнительный кислород, поэтому и кровь должна была проходить через них быстрее и скорее отдавать им свои запасы кислорода - вот сердце и стало качать ее с большей скоростью. А теперь давайте на пульс посмотрим. Для этого наклейте на нужное место на запястье кусочек пластилина и воткните в него зубочистку – вы увидите, как палочка ритмично колеблется – это и есть удары пульса!
Эксперимент «Размер сердца».
Многие дети, говоря о сердце, его себе представляют в виде красненького "сердечка", которое находится у них внутри и которое производит "любовь" или "грусть". На самом деле сердце - такой же орган, как и все остальные. В основном он состоит из мышц, разделяется на 4 отдела - два предсердия и два желудочка (левые и правые) и занято тем, что прокачивает кровь по сосудам тела. Делает оно это с помощью сокращений - как насос "проталкивая" порции крови по кровеносным сосудам. А чтобы кровь всегда шла в одном направлении и не переливалась из отдела в отдел, отделы сердца снабжены клапанами - такими маленькими "дверками", которые открываются и закрываются в нужный момент, чтобы пропустить очередную порцию крови. Попросите ребенка сжать руку в кулачок – примерно такой размер имеет его сердце.
Эксперимент «Умный нос»
Цель: определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.
Оборудование: платок, продукты с характерным запахом (свежий хлеб, свежий огурец, апельсин, чеснок, лук и др.), цветок, флакон из-под духов, «киндерсюрпризные емкости», картинки с изображением предметов
Проведение:
Взрослый вызывает к себе по очереди нескольких детей, завязывает им глаза и просит определить по запаху, что он к ним подносит. Ребенок поясняет, как он определил, что перед ним. Затем, нужно определить, что в «киндерсюрпризе», и найти соответствующую картинку.
Эксперимент «Значение носа для речи»
Цель: опытным путем показать детям значение носа для речи.
Оборудование: -
Проведение:
Взрослый просит ребенка закрыть нос и сказать какое-нибудь слово. Делается вывод: звуки изменяются, становятся нечеткими. Затем ребенок с закрытым носом читает какое-нибудь стихотворение, обсуждение с детьми.
Эксперимент «Как передаются микробы от человека к человеку»
Цель: опытным путем показать детям как передаются микробы от человека к человеку
Оборудование: гель для тела с блестками (тени)
Проведение:
Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладони гель для тела (тени) с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Делается вывод о том, как точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы
Эксперимент «Как микробы боятся мыла»
Цель: опытным путем детям значение гигиенических процедур.
Оборудование: гель для тела с блестками (тени), мыло
Проведение:
Дети проходят в умывальную комнату и моют руки с мылом. После этого проверяется, остались ли блестки – «микробы» на ладошках. Если остались, то меньше их стало или нет? Тех детей, у кого «микробы» остались, просят снова тщательно вымыть руки. Делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены.Примечание: проводится сразу после опыта «Как передаются микробы от человека к человеку»