Мама, почитай!
Уважаемые родители!
Когда в нашей стране было очень трудно купить хорошую книгу, роль библиотек в воспитании детей была неоспоримой. Любой дефицит дает очереди: чтобы прочесть желанное произведение, родители с детьми записывались тогда в особые списки и ждали не один месяц. Времена изменились. Мы можем покупать любые книги, видео- и аудиозаписи. И вот уже говорят о том, что в будущем библиотеки ожидает незавидная участь. Для чего читать ребенку сказку, если намного проще нажать на кнопку видеомагнитофона или телевизора, по которому показывают очередные приключения телепузиков, покемонов или черепашек-ниндзя?
Но равноценна ли такая замена?
· Видеофильм в отличие от книги можно смотреть рядом, но не вместе с ребенком. Да и многие ли взрослые смотрят с детьми фильмы?
· Чтение сближает взрослых и детей, ребенок может о чем-то спросить, выразитъ свои впечатления, возникшие после прочитанного текста.
· Каждый читатель — это своего рода актер, одна и та же фраза может быть прочитана по-разному, ведь не зря дети так любят чтение по ролям! Видеофильм всегда остается одним и тем же - тот же голос, та же картинка.
· Чтение — это маленькое чудо для ребенка, когда он, складывая отдельные буквы, сам «создает» слово; в фильмах же текст уже озвучен.
· Во время просмотра видеофильмов ребенок молчит, он пассивный наблюдатель. Современные дошкольники много смотрят и мало читают, поэтому многие из них с большим трудом формулируют свои мысли. Читая книгу, мы побуждаем ребенка говорить, мыслить, фантазировать, можем обратить его внимание на игру слов, сравнить высказывания героев, вернуться к предыдущей странице.
· При необходимости чтение можно прервать и отложить на потом, при этом ребенок в ожидании этого «потом» начинает осознавать, что процесс чтения доставляет огромное удовольствие.




К а к и г р а т ь с б у к в а м и ?
Уважаемые родители!
Умение ребенка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Сформировать его помогут занимательные упражнения и игры с буквами, например, такие:
1. Буквы можно
выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек,
спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин;
«рисовать» горсткой
песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка.
Таким «рукотворным» буквам можно придумать соответствующие названия: «каменные буквы», «лесные буквы», «макаронные буквы». Попутно можно сочинять историю, кому понадобилось пользоваться такими знаками.
2. Буквы можно печь из соленого теста. Готовые буквенные изделия можно раскрасить и повесить на «буквенное дерево». Далее можно играть в «Поди туда – не знаю, куда». Выбирается царь. Царь усаживается на трон и обращается к одному из играющих: «Поди туда – не знаю, куда; принеси то, не знаю что!» Игрок, к которому обратились, подходит к дереву и «срывает» с него букву, а царь в это время закрывает глаза. Игрок приходит к царю: «Я принес тебе, царь, подарочек: глаз своих не открывай, что за буква – отгадай!» Царь берет букву в руки, ощупывает ее и называет.
3. Буквы можно лепить из пластилиновых колбасок и делать из них лепные барельефы. Такие барельефы могут стать достойным украшением фамильных гербов, рыцарских щитов, сказочных замков. Можно затеять игру: предложить отгадать, как зовут персонажа (рыцаря, волшебника, принцессу), на дверях замка которого красуется такой герб.
4. Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадался, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.
5. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются местами.
6. Берется небольшой подносик с бортиками. В него насыпается мелкий песок или манка. Буквы рисуются на этом сыпучем материале пальцами.
7. Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами (другой вариант – написанную зеркально). Нужно угадать, что это за буква. Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень – когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.