Уважаемые родители!
Предлагаем Вам следующие игры, направленные на развитие у ребенка элементарных математических представлений
Занимаясь с ребенком, приучайте его слушать внимательно — это основа обучения. Вопрос задавайте один раз. Не спешите сразу помочь, объяснить, даже если ребенок ответил неправильно, дайте ему время подумать и еще раз попытаться ответить. Попросите ребенка повторить вопрос, может быть, он не понял, о чем спрашивают. После решения спросите: как ты догадался? Как это у тебя получилось? Почему именно такой ответ?
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СЧЕТ
Цель: научить детей считать и отвечать на вопрос: сколько всего?
Где и что можно считать?
Считаем на кухне: ножки стола, стула, табуретки, тарелки глубокие, мелкие, чашки, бокалы, блюдца, кастрюли, сковородки, банки, конфорки у плиты, ящички у шкафчика, ручки у кухонной мебели.
Считаем в ванной комнате: полотенца, зубные щетки, куски мыла, флаконы с шампунем, коробки с порошком.
Считаем в раздевалке, коридоре: количество туфель, сапог, ботинок, тапочек, платков, шарфов, шапок, пальто, курток, шуб, плащей, вешалок, крючков.
Считаем в комнате. Сколько всего: столов, стульев, кресел, ламп, плафонов, ручек на мебели, посуды в серванте, книг на полке: количество страниц в детской книге, карандашей, красок в коробке, деталей конструктора, кнопок на телевизоре, пуговиц на папиной рубашке, на мамином халате, на пижаме.
Считаем в подъезде: кнопки на пульте в лифте, почтовые ящики по рядам, двери, количество ступенек в пролете лестницы. Хорошо, если вы идете не один, а два или три пролета.
Ступеньки — прекрасная модель для обучения ребенка счету. По этим ступенькам вы ходите каждый день и точно знаете, сколько их всего. Если не знаете, посчитайте и запомните, чтобы
1) обучать прямому и обратному счету (1,2,3... 12) (12, 11, 10... 1);
2) считать по 2 (перешагивая через ступеньку): 2, 4, 6, 8, 10, 12; обратный: 12. 10, 8, 6;
3) считать через 1 (начинает взрослый — 1, ребенок — 2, взрослый — 3, ребенок — 4...);
4) считать со сменой основания. «Я начинаю, ты продолжай: я — 1, 2, 3; ты — 4. 5, 6; я — 7, 8, 9; ты — 10, 11, 12».
Считаем на улице: машины, во дворе деревья, скамейки на детской площадке, перекладины на «шведских стенках» и других приспособлениях для лазания детей, окна, витрины магазина, ступеньки при входе в магазин, шаги, этажи зданий.
Счет на слух
Стучать, чтобы ребенок не видел движения (ребенок закрывает глаза или отворачивается).
Я постучу, а ты скажи, сколько раз.
Я постучу, а ты постучи столько же раз.
Я скажу, сколько раз, ты столько и постучишь.
Я положу столько ложек, сколько тебе нужно хлопнуть в ладоши.
Я хлопну в ладоши столько раз, сколько ножек у стула (пальцев на руке, книг на столе).
ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ
Цель: научить отвечать на вопрос: который (которая, которое) по счету?
Считаем на кухне. Разложить на столе в ряд разные предметы: ложки, чашки, вилки, ножи.
1-й вопрос. Сколько всего предметов?
2-й вопрос. Которая по счету ложка, если считать слева, а если справа?
Ответ. Четвертая слева, вторая справа.
Карандаши: красный карандаш который по счету?
(Внимание для взрослых! Слова «какая» и «которая» имеют разное значение. «Какая» —красная, железная, большая. «Которая» — шестая, седьмая, восьмая.)
Считаем на улице. Красная машина которая по счету, если считать слева, а если справа?
Тополь которое дерево по счету, если считать от меня (от дома)?
Я стою на которой ступеньке, если считать снизу (сверху)?
СООТНОШЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
Цель: научить применять формулу «Столько же, сколько...»
Положи столько же салфеток, сколько членов семьи.
Положи на стол столько же ложек, сколько тарелок.
Положи на стол столько мелких тарелок, сколько глубоких, и еще одну.
Положи на стол столько чайных ложек, сколько гостей.
Посчитай, хватит ли всем конфет, если все будут есть по 3 конфеты.
Нарисуй столько же кружочков, сколько лап у собаки, кошки, воробья.
Нарисуй столько же палочек, сколько колес у твоего велосипеда, окон в твоей квартире, карандашей в стакане, ящиков в комоде.